eglenn: (Default)
[personal profile] eglenn
"Час быка" не в пример сильнее, может быть, потому, что "идеальный мир" там остается за кадром.
Дело даже не в стилистическом, гм... Своеобразии, о котором писалось очень много.
Главное, из-за чего я не могу принять изображеный мир не то что как идеал, но даже как образец, к которому нужно стремиться - это поразительно небрежение человеческой жизнью, готовность к человеческим жертвам, поставленная как необходимость, неизбежность и даже УСЛОВИЕ любого позитивного развития. И это - со всем свойственным Ефремову категоризмом и безапелляционностью.
Многие элементы в этом мире - хороши, да.
Но не стыкуется картинка.
Я не представляю себе, как на практике может существовать добрая, развитая духовно и ценящая человека цивилизация, в которой постоянная трагическая гибель людей в условиях "мирного устроенного общества" считается нормой, неизбежностью, правильностью и условием существования той самой доброты и духовных приоритетов. Хочется спросить этих "добрых" , заседающих в разнообразных Советах - ребята, а вам тупо людей не жалко, что вы допускаете их гибель пачками - на строительстве спутников, в процессе научных экспериментов, при освоении космоса и тд и тп? Вам не жалко их - родителей, возлюбленных, детей, братьев-сестер? Или нет, не жалко, потому, что вся цивилизация до единого человека убеждена, что гробиться - это почетно и здорово, и без этого невозможен никакой путь вперед , а задуматься о недолжности такого подхода - постыдная трусость и путь в инферно, к тупым инквизиторам ? Да, сами эти герои - готовы гробиться, верно, но потому они и готовы, что их так научили с раннего детства, и научили в первую очередь - не сомневаться в том, что любые иные пути ведут обратно в бездну темноты. Но вы-то, лучшие представители человечества, мудрецы - неужели никому за тысячи лет не пришло в голову, что на пути познания и творчества и без смертей всем хватит места для подвига?
Очень важно, что постоянная гибель людей происходит отнюдь не по неизбежности, а является следствием отсутствия элементарных норм безопасности и мало-мальски системной подготовки рискованных предприятий.
Еще огромное недоумение вызывает постоянная ретроспективная рефлексия героев - о том, как некогда было ужасно и чудовищно, и как на этом фоне сейчас все здорово, светло и продвинуто во всех отношениях от техники до социалки. Конечно, по сравнению с подвалом инквизиции - в натуре рай! Но ребята, разве нормально это - если б мы думали, заходя в ванную: ооо, как великолепна устроена наша жизнь! нам не приходится колоть лучины и жечь свечи, чтобы осветить наше жилище - к нашим услугам кнопка, нажав на которую, мы получаем ясный и чистый свет. Ооо, как заботливо общество. Наши предки вынуждены были, надрываясь, тащить воду на своих плечах из колодцев, а чтобы не замерзнуть зимой, несчастные женщины рубили деревья и топили печь дровами, надрываясь в непосильной работе, а нам достаточно повернуть кран, чтобы обрести сколько угодно горячей воды... Ооооо, как совершенно устроен нынешний мир! В древности люди сжигали женщин на кострах и угоняли друг друга в рабство, а сейчас свободные женщины хозяева сами себе!... - и так далее, и тому подобное. Как доктор Ватсон из книжки Буркина-Лукьяненко, что тащился на электричество.
А ведь у героев Андромеды именно это постоянно и происходит. В совокупности создается ощущение, что вся Земля под "гипноизлучателями на экваториальных спутниках", причем программу внушения писал выходец из прошлого трехтысячелетней давности.

А вот вам одна из альтернатив, между прочим - мир "Заповедника Гоблинов" Саймака.
Приоритет цивилизации - тот же самый. Познание.

Земля уже давно стала гигантским галактическим учебным центром, куда десятками тысяч прибывали внеземные существа, чтобы учиться и преподавать в его бесчисленных университетах и институтах. .....

Зал ожидания вдруг представился ему вселенной в миниатюре. Тут были существа, прибывшие с множества планет самых разных звезд – и прыгуны, и ползуны, и дергунчики, и катуны. Земля стала плавильной печью галактик, думал он, тем местом, где встречаются существа с тысяч звезд, чтобы знакомиться с чужими культурами, чтобы обмениваться мыслями и идеями.

– Номер пять-шесть-девять-два! – завопил громкоговоритель. – Пассажир номер пять-шесть-девять-два, до вашего отбытия остается пять минут. Кабина тридцать седьмая. Пассажир пять-шесть-девять-два, просим вас немедленно пройти в кабину тридцать семь!

Куда может отправляться пассажир №5692, прикинул Максвелл. В джунгли второй планеты Головной Боли, в мрачные, открытые всем ветрам ледяные города Горести IV, на безводные планеты Убийственных Солнц или на любую другую из тысяч и тысяч планет, до которых с того места, где он стоял, можно было добраться в мгновение ока, потому что их объединяла система передатчиков материи? Но сама эта система служит вечным памятником кораблям-разведчикам, которые первыми проложили путь сквозь тьму космического пространства – как пролагают они его и теперь, медленно, с трудом расширяя пределы вселенной, известной человеку.


Одна засада - у них есть деньги как обменный эквивалент. И нет пафосных поз, зато есть развеселые потасовки в стилизованных под старину шумных тавернах, где вытащенный из прошлого Шекспир может пить пиво со своим собственным Духом. И неандерталец Алле-Оп , делая ученую карьеру, тут же преспокойно гонит самогон. И есть персоналии типа пустышки-Нэнси, которые общественным уважением хоть и не пользуются, но, тем не менее, никто им в морду не тычет.
Инферно?...
Нам вот очевидно, что пафос, позы и отсутствие обменного эквивалента - не критерии для определения , где ад, где рай. А Ефремову в период написания Андромеды, видимо, было неочевидно...

Тем не менее, книги Ефремова я все равно люблю и Ефремову, конечно, благодарна.
Просто считать его априори правым - ну невозможно.

А вот кстати, что мне очень-очень нравится в менталитете его героев - умение удивляться , восторгаться и вообще воспринимать мир романтически. Это однозначно позитивное качество, это здорово, это качество на самом деле необходимое, и очень жаль, что многие в нашем мире его теряют, выйдя из детства или юности.
Еще бы они там шеи себе в запале поменьше сворачивали...

Date: 2011-07-24 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] diletant-xpenob.livejournal.com
Честно говоря, я его в юности читала взахлеб, а вот взрослой попробовала перечитывать - не идет, менторства слишком много, неловко становится и никакого удовольствия. А поскольку я читаю преимущественно для удовольствия, то бросила.

Date: 2011-07-24 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] eglenn.livejournal.com
Так на безрыбье, конечно, шло на ура.
Нечего же было такого плана читать. Очень мало фантастики издавалось, и кстати, что издавалось - найти невозможно, купить невозможно, огромными трудами доставали, у меня вон родители переписывали Стругацких ОТ РУКИ. Ничего так, да? Толстые такие тетрадки, мелким почерком, вручную...

Date: 2011-07-24 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] diletant-xpenob.livejournal.com
Я от руки не переписывала, но безрыбье очень хорошо помню, я, кстати, Туманность Андромеды в Крыму на украинском языке купила и на нем же читала. Нет, я не то чтобы прям вот знаю язык. Но справилась как-то :))) Мне Перестройка более всего запомнилась по прорвавшейся плотине на предмет книг. Их стало море! Я была в сладком шоке просто - столько всего продается свободно! Другое дело, что денег и на пожрать в ту пору не всегда хватало, но возможность КУПИТЬ КНИГИ порождала эйфорию настоящую! :)

Date: 2011-07-24 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] eglenn.livejournal.com
Только началась лавина изданий с компьютерным переводом - читать можно было, как анекдот :-)
Печатали, огромными тиражами, просто текст , переведенный автоматом - у меня самой было несколько таких книжжжек, блин.

Date: 2011-07-24 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] diletant-xpenob.livejournal.com
А, ну это да. Причем, долго практиковали. Я где-то уже в 2002 году купила в последний раз такую книжицу. Это были рассказы разных авторов, объединенные одним проектом - "Мир Реки" Фармера. Так я читать не смогла. Не из снобизма, а реально невозможно понять, кто на ком стоял, кто кому и что говорит, если в беседе участвует больше двух. Он-она путаются на странице несколько раз, смысла фразы не имеют. Ужас, я не ожидала, что ТАКОЕ могут издать.

Date: 2011-07-24 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] urrik.livejournal.com
Я «Туманность» даже в юности так и не смог прочитать полностью, хотя пытался не менее двух раз. Правда, не из-за всего этого, а просто было неинтересно...

Туманность Андромеды

Date: 2011-07-24 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] chupin.livejournal.com
А я в детстве прочитал, и даже более-менее с удовольствием. Хотя мне было тогда, наверное, лет 10.

Анж, а ты чего себя мучишь этим Ефремовым? Почитай что-нибудь более полезное для здоровья. На «Имхонет» запишись (или ты уже там?)

Кстати, хотел спросить — ты в курсе, что московская община сейчас устраивает тусовки чуть не каждые выходные? Типо «летняя школа», правда, не знаю, на каком уровне там преподавание знаний идёт, но народ вроде доволен. Я вот один раз собирался пойти, на прошлой неделе, когда на Дзержинских карьерах они собирались, хотел на велосипедике съездить, но такой был дождь с утра, что на велике было как-то не комильфо ехать. А вчера был «день два» в Дубках, и я опять не пошёл, потому что, опять же, лень. Но ты-то не ленивая, может быть, тебе интересно будет.

Вот тут они пишут об этом: http://www.facebook.com/event.php?eid=132568033498651&view=wall

Re: Туманность Андромеды

Date: 2011-07-24 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] eglenn.livejournal.com
Так мы играем по мотивам ЧБ и ефремовского мира, вот и мучаю :-)
У Егора там, похоже, дислексия :))))))

Тема летней школы

Date: 2011-07-24 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] chupin.livejournal.com
Тему следующего дня летней школы, 30 июля, заявили как "термоденомическое развитие галактики и воздействие приломления света звезд далеких голактик на повидение микро аргонизмов и дельфинов" :-) И это будет опять на дзержинских карьерах. Я поеду, наверное, надо хоть раз-то...

По туманной теме :-)

Date: 2011-07-24 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] chupin.livejournal.com
Вот ещё, вспомнил, что мне твои сетования напомнили — вот это эссе Василия Щепетнёва в «Компьютерре». То, что Ефремов так старательно восхищается замечательной советской действительностью, объясняется-то очень просто — иначе не опубликуют, если не похвалишь товарища Сталина за наше счастливое детство, а то и вообще, того, в подвалы инквизиции. По грани ведь все ходили, кто хотел хоть что-то написать. Поэтому творческие личности и шли в дворники да кочегары, чтобы иметь свободу творить, без необходимости расшаркиваний в сторону партии и правительства и решений очередного Съезда.

Re: По туманной теме :-)

Date: 2011-07-24 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] eglenn.livejournal.com
Да, возможно, и так.
Просто с дистанции времени такие вещи стираются, а текст - остается. Про обстоятельства мало кто вспомнит, и претензии будут не "товарищу сталину", а автору.
Разве что снабжать текст вступлением, что, мол, извините, так мол и так.

Re: По туманной теме :-)

Date: 2011-07-24 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chupin.livejournal.com
Ты просто с таким недоумением пишешь про это про всё... У процитированного мною Щепетнёва с этого и начинается:

Даже литературные критики зарубежья порой относили рассказы Зощенко к социальной фантастике, мол, как это он здорово сочинил: в одной квартире, с единственной кухней и ванной, в мирное время, безо всяких природных катаклизмов, живут несколько семей, и не отбросы какие-нибудь, нет, все работают, служат – врачи, полковники, инженеры, мастера. Главное же – все воспринимают подобную жизнь как нормальную, дети даже песенки распевают "за наше счастливое детство спасибо". Русский Кафка, да и только.


Действительно, и «Двенадцать стульев» с «Золотым телёнком» приходится сейчас снабжать пространными комментариями, потому что молодёжь не способна оценить всю глубину терминов «чистка», «лишенец», и почему «пиво — только членам профсоюза»...

Date: 2011-07-30 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] 679nik.livejournal.com
Анжела, думаю, что Вам поможет исторический взгляд на ТА. Иван Антонович написал "Туманность" в 1956-ом году. Публиковаться она начала в 1957-ом. Мало того, что спутник еще не был запущен, так и ГУЛАГ еще был! Три года, как умер Сталин. Оттепель только началась. Культ личности стали критиковать тогда, когда "Туманность" уже БЫЛА написана. Стругацкие выпустили свою первую и очень слабую повесть СБТ год спустя.

А теперь подумайте, какой шаг нужно было сделать очень умному советскому человеку, живущему в соответствующем окружении, чтобы написать книгу, где описывается коммунизм без Ленина, Сталина, но с буржуазным философом Эрихом Фроммом, а отношения полов без морализаторства и ханжества? Тогда ТА была прорывом, грандиозным взлетом мысли, красивой и умной сказкой о будущем.

То, что Ефремов смог подняться далеко не над всеми стереотипами своего времени, говорит только о том, что Иван Антонович был "всего лишь" человеком, а не, например, пришельцем из будущего. И жертвенность у него - это не ужасы антиутопии, а привлекательная сторона утопии для советского человека образца 1956-1957 годов.

Лично для меня, Ефремов - гений, существенно обогнавший свое время. Да и наше, по многим параметрам. А то, что в будущем "каждый человек будет свободным хозяином десяти рабов". Ну, что же. Сделайте акцент на "каждый будет свободным" и улыбнитесь по поводу "десяти рабов". Поскольку без таких людей, как Ефремов, мы бы ВСЕ до сих пор оставались только рабами.

Date: 2011-07-30 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] eglenn.livejournal.com
Да, Вы правы, самое важное у Ефремова - то, что он этой сказкой вдохновил миллионы людей своего времени к тому, чтобы поднять взгляд в небо. Без иронии - есть в той же ТА и слова, вызывающие полный резонанс одобрения и восхищения. Как слова Дара Ветра о романтике в эпизоде с Советом Звездоплавания.
С другой стороны, и анализировать - не грех, главное - не стремиться при этом растоптать, задавить и обесценить то хорошее, что тоже есть. В конце концов, и сами герои Ефремова любят заниматься таким сравнительным анализом, и нынешние развенчатели не замечают, что заезжают подчас сами куда хлеще, как развенчиваемые ими персонажи :-)
Page generated Sep. 22nd, 2017 01:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios