eglenn: (Default)
И о связанных с этим расхожих представлениях, которые часто не соответствуют истине.
http://www.sciam.ru/2005/6/cosmology.shtml
eglenn: (Default)
Гипотеза старения света в изложении Ефремова :-) причем про расширение пространства , кажется, он честно не просек.
Тут показателен даже не смысл излагаемого (когда писалось, насколько я понимаю, было баш на баш по вероятности, старение света или разбегание, ну или как-то так), а неколебимая уверенность в собственной правоте.
И этот флёр академизма способен замутить мозги - типа если так научно пишется, наверное, уж точно не фуфло.

Древние астрономы считали галактики разбегающимися в разные стороны. Свет, проходивший в земные телескопы от далеких звездных островов, был изменен — световые колебания удлинялись, преобразуясь в красные волны. Это покраснение света свидетельствовало об удалении галактик от наблюдателя. Люди прошлого привыкли воспринимать явления односторонне и прямолинейно — они создали теорию разбегающейся или взрывающейся Вселенной, еще не понимая, что видят одну сторону великого процесса разрушения и созидания. Именно одна лишь сторона — рассеяния и разрушения, то есть переход энергии на низшие уровни по второму закону термодинамики, воспринималась нашими чувствами и построенными для усиления этих чувств приборами. Другая же сторона — накопления, собирания и созидания — не ощущалась людьми, так как сама жизнь черпала свою силу из энергии, рассеиваемой звездами-солнцами, и соответственно этому образовалось наше восприятие окружающего мира. ( не поал... а типа исследования невооруженными глазками, что ли, ведутся? а не при помощи точного инструментария и точных аналитических методов? у него в 400-километровые телескопы что, в глазок смотрели?.. ну ведь метафизика какая-то, ей-богу...)
Однако могучий мозг человека проник и в эти скрытые от нас процессы созидания миров в нашей Вселенной. Но в те давние времена казалось, что чем дальше от Земли находилась какая-нибудь галактика, тем большую скорость удаления она показывала. С углублением в пространство дело дошло до близких к свету скоростей галактик. Пределом видимой Вселенной стало то расстояние, с которого галактики казались бы достигшими скорости света — действительно никакого света мы бы от них не получили и никогда не смогли бы их увидеть. (ой мама родная, а апломб какой, апломб... кажется, Ефремов бы и геоцентризм так же красиво сумел обосновать при желании, и землю на трех слонах-китах... )
Теперь мы знаем причины покраснения света далеких галактик. Их не одна. От далеких звездных островов до нас доходит только свет, испускаемый их яркими центрами. Эти колоссальные массы материи окружены кольцевыми электромагнитными полями, очень сильно воздействующими на лучи света не только своей мощностью, но и протяженностью, накапливающей замедление световых колебаний, которые становятся более длинными красными волнами. Астрономы давно знали, что свет от очень плотных звезд краснеет, линии спектра смещаются к красному концу и звезда кажется удаляющейся, как, например, вторая составляющая Сириуса — белый карлик Сириус Б. Чем дальше галактика, тем больше централизуется достигающее до нас излучение и тем сильнее смещение к красному концу спектра.
(с) Туманность Андромеды
eglenn: (Default)
Это я пролистала на пейдждауне до конца...
Усовершенствованные обогреватели скафандров не могут полностью сдержать леденящего дыхания космического пространства, и горе тому путешественнику, который необдуманно израсходует энергию своих батарей! Так погиб месяц назад архитектор-сборщик, укрывшийся от внезапного метеоритного дождя в холодном корпусе раскрытой ракеты и не дождавшийся прихода на солнечную сторону… Еще один инженер был убит метеоритом — этих случаев нельзя ни предвидеть полностью, ни предотвратить. Постройка спутников всегда берет свои жертвы — и кто будет следующим?..

Пары тысячелетий не хватило, чтобы разработать противометеоритную защиту, скафандры с автономностью, не заставляющей человека каждый раз рисковать жизнью, или устройства дистанционной сборки. Ну как тут можно убеждать себя, что это было в самом деле нереально? У них же декларируется идеально устроенное общество, все честно. Объявите среди специалистов, что нужно разработать противометеоритную защиту, излучатели какие-нибудь, отклоняющие или сжигающие метеориты, я не знаю уж, что, привлеките ученые умы Земли, неужели вся такая крутая наука и техника ничего не придумают? Так нет, ни фига...

Выйдя из поста управления «Алтая», Дар Ветер прошел через библиотеку, переоборудованную в спальню установленными по стенам двумя ярусами коек. Каюты, столовые, кухню, боковые коридоры и передний зал двигателей тоже снабдили добавочными койками. Планетолет, превращенный в стационарную базу, был переполнен.
Он думал об астролетчиках, проводивших десятки лет внутри подобного корабля без всякой надежды покинуть его и выйти наружу раньше убийственно долгого срока. Он живет здесь шестой месяц, каждый день покидая тесные помещения и трудясь в угнетающем просторе межпланетной пустоты. И уже тоскливо без милой Земли — ее степей, моря, кипящих жизнью центров жилых поясов. А Эрг Hoop, Низа и еще двадцать человек экипажа «Лебедя» должны будут провести в звездолете девяносто два зависимых года, или сто сорок земных лет, считая с возвращением корабля к родной планете.

А ведь они рядом с Землей. Казалось бы - всё под руками так, что дальше уже некуда. И все равно нормальный быт для строителей спутника не обеспечен, равно как и безопасность. Судя по менталитету - их никто и не собирается обеспечивать, ведь это потребует дополнительных усилий, сократит сроки постройки (правда, потом с лихвой окупится сохраненными жизнями на всех будущих работах, но это как-то не замечается),а добровольцев и так толпы. К тому же, в древности герои вообще в подземельях злобной инквизиции всю жизнь сидели, вот это было по-настоящему круто, так что грех жаловаться на то, что мы как сельди в бочке… Ладно, смерть-планетчики тоже жили в лифте, но там и станция была в жопе мира, далеко от прочих баз, и ресурсы человечества были не так уж велики, и все же при том – «человечество приняло закон, согласно которому запрещается загонять себя в гроб» (с) Юрковский.
А тут:
«большинство людей — настоящих работников — живут только половину возможных лет из-за сильнейших нервных напряжений. Насколько я понимаю, с этим медицина бороться не может — только запрещать работу. Но кто же оставит работу ради лишних лет жизни?»
Ну правильно, что сформировали с детства, то и огребают. Хорошо , однако, формирование нужного типа психики поставленно, что за столько времени ни один авторитетный человек не поднял вопроса о недолжности такого подхода. Ведь вообще-то энергию героизма, о которой так много рассуждают у Ефремова, можно реализовывать и без ломания себе шеи. В сочетании с заявлением, что каждая женщина обязана родить минимум двоих детей, появляется уже откровенно зловещий оттенок - это что, чтобы пушечное мясо для героизма не иссякало, что ли? Нет, по-видимости, откровенно заставлять там никто не будет. Просто если кто отважится сказать "не хочу", зафыркают со всех сторон и обольют презрением. Тем более, что детей ведь надо только родить, а дальше по желанию, общество заберет...
много набралось, так что под кат )
eglenn: (Default)
Парадокс.
По факту, выходит, что ефремовская Земля – цивилизация с менталитетом куда более «имперским», чем демонстрируется в таких фентезевых образцах пафосных империй, как, скажем, Империя Ав из анимешного сериала «Звездный флаг/Звездный герб».
Главный критерий, имхо – не наличие каких-нибудь опознавательных социальных форм, а неколебимая убежденность во владении социальной истиной в последней инстанции, и готовность эту истину внедрять даже и силком. «Мы лечим болезни целых обществ…» Имперцы-завоеватели Ав из вышеупомянутого сериала на себя такую смелость не берут, признавая, что не вправе вмешиваться в многообразие цивилизационных форм (что, как можно заподозрить по сериалу, иной раз оборачивается против них самих, не говоря уже – против обитателей «завоеванных» планет, среди которых, видимо, есть и свои «Тормансы» - где более активное вмешательство иной раз было бы благом). У землян же напротив – если где не коммунизм земного типа, значит, там точно неправильно, и, скорее всего, там очень хреново, и надо бы исправить. Сильно подозреваю, что если снабдить ефремовскую Землю доступной и эффективной технологией межзвездных путешествий, то вскоре получилась бы такая «доброжелательная империя», что мама не горюй.
Нет, критерии дозволительности вмешательства у них вполне объективные и здравые – возможность свободного развития для души и разума в условиях доброжелательного взаимопонимания. Демонизировать ефремовскую Землю - значит, откровенно передергивать факты. Но сомневаюсь, что ефремовцев было бы легко убедить, что здоровое общество можно построить и на иных экономических принципах, чем их пресловутый «коммунизм». Разве что, есть такая вероятность, произошел бы перелом в критериях, и главным для «коммунизма» стали бы не экономические, а духовные параметры. Ибо концепция инферно вполне объективно, по-моему, позволяет оценивать, где хорошо, где туда-сюда, а где совсем уж задница.

Интересно, кстати, что Фай Родис имела в виду, пугая Совет Четырех «всепланетной наркотизацией с персональным отбором». Убей бог, не представляю. Да и инсценировка с запросом разрешения уничтожить столицу Торманса, город Средоточия Мудрости плохо вяжется с последующей супер-добродетельной позицией. Кстати, ну один в один начальный эпизод «Флага/Герба». Привет, ребята! Мы завоеватели, явились вас завоевать! А если что - вот у вас столица хорошо лежит, одним ударом раздолбаем! ( причем в действительности, судя по всем сезонам сериала, никто бы ничего не раздолбал , под оправданием, что это неблагородно, грубо, и, стало быть, позорно для чести Империи. В итоге от завоеванной планеты благополучно отказались)

Хотя на самом деле вяжется, вяжется. Все там очень хорошо видно: Фай Родис просто сама не осознала, ЧТО сказанула. Зато Чагас очень хорошо осознал, и неудивительно, что в дальнейшем сомневался в искренности землян. Он-то ведь - поверил, что правительство Земли дало разрешение уничтожить его столицу и пройтись по планете катком...
eglenn: (Default)

Похоже, и вправду - если напугается вначале, то так и будет бояться, а если нет, то нормально воспринимают...
Или, может, там, где кошки под кран влезают, совсем уж ненормальная жара?...
eglenn: (Default)
Из финала.
- У Фай Родис оставалась на земле дочь, ставшая женой сына Гриф Рифта....

И на протяжении всего текста книги, при огромном количестве размышлений об оставленной Земле, о взаимоотношениях личности и общества, о психике человека, и тд и тп - ни одного упоминания, даже намеком, ни об оставленной на Земле дочери, ни о том, кто был ее отцом.
Наверное, Ефремов эту самую дочь вписал задним числом, но внутри мира нестыковка серьезнейшая выходит.
eglenn: (Default)
http://univertv.ru/video/biology/obwaya_biologiya/publichnye_chteniya_k_stoletiyu_zhurnala_priroda_3/gonki_s_mikrobami_nashi_shansy/?mark=new

Даже бактерии, оказывается, понимают, что сраться - невыгодно, и по возможности предпочитают, так сказать, взаимовыгодное сотрудничество с окружающей средой и живностью.
А до людей все никак не дойдет.
eglenn: (Default)
Как все-таки после прошлого лета изменилось отношение к дождю.
Если не в дырявой палатке в лесу, конечно :-)
Дождь - это хорошо, это прохладный свежий воздух, это нет палящего солнца, от которого ты себя чувствуешь плавленным сырком, это густая зеленая трава в парках и на газонах.
Это не будет едкого дыма от торфяников и не загорится пересохшая трава и леса.
eglenn: (Default)
http://www.amalthee-creations.com/sitemap-for-clothing

Кто шьет - посмотрите.
У нас в магазине тканей выбор льна очень большой, но я на него смотрела, смотрела, никак не могла придумать, что же именно можно из него сшить.
eglenn: (Default)
Ощутимо воняет и Кузьминок, кажется, не видно.
Время час ночи.

Или это с Бауманской нанесло... Хотя вряд ли, ибо Кузьминки, кажется, затянуты основательно. И запашок крепнет.
P.S. Ночью где-то с 11 до 1.30 у нас прям-таки волна прошла, причем неслабая.
Потом рассеялось.
eglenn: (Default)
Все-таки рассказ откровенно слабоват, особенно на фоне "Часа Быка". Тем не менее, ряд интересных мыслей там присутствует, хотя прямолинейное, в лоб, изложение куда более тяжеловесно, чем в ЧБ или "Туманности", и местами напоминает «чугунину» из анекдота.
Что бросается в глаза.
Недоумение. Хотя эта фича, наверное, объяснима временем написания рассказа. Что же у них так хреново с навигацией было, если они перед полетом не в состоянии точно рассчитать положение небесных тел на расстоянии 24 парсека, имея в своем распоряжении всю огромную базу наблюдательной и аналитической техники Земли? Да при том, что солнечная система освоена, и уровень техники легко позволяет настроить в космосе любые масштабные наблюдательные устройства? Сейчас вон рассчитывают точные передвижения звезд в центре галактики…
Но это так, это мелочь, и багом не назовешь, и понятно, что Ефремов старался сделать картину достоверной, исходя из имеющихся на момент написания данных. Просто с дистанции времени смотрится странно.
А вот далее уже, по-моему, баг.
Я, конечно, понимаю, что в начале рассказа надо дать картину происходящего и общего контекста, но очень странно выглядят астронавты, которые по пробуждении немедленно, в лоб, начинают излагать друг другу предысторию своего полета и высказывать сомнения в актуальности их миссии, каковые «по реалу» должны быть продуманы, высказаны, обсуждены и обставленны точками над i уже триста раз в ходе подготовки. Картина напоминает сцену из «Москвы-Кассиопеи», где лишь после «гиперпрыжка», после сеанса «волшебной связи» с Землей, видя повзрослевшую подружку, одна из девочек осознает, что они улетели не только в космос, но и из собственного времени. Но там – дети, и там ясно, что «волшебное путешествие», организованное волшебником-ИОО, где можно допустить что угодно.
А тут – взрослые, опытные серьезные люди, первая экспедиция на корабле нового типа, к которой должны были готовиться очень долго и тщательно, точки над i психологически должны были расставить давно и давно.. . Контекст, конечно, важен, но как-то уж очень оно в лоб... Я даже , помню, видела стеб над фантастическими рассказами, где именно этот прием обстебывался.
А по тексту из-за этой манеры вводить читателя в курс дела устами персонажей создается впечатление, что подготовка и набор экипажа были по принципу «поскорей запустить, а дальше сами разберутся».
Хотя с самими соображениями о необходимости таких полетов я согласна, правда, все городухи чугунных речей можно выразить одним словом: «невтерпёж». Невтерпёж сидеть на Земле, ожидая, пока найдется лучший способ полета. Пассионарность познания – действительно двигатель цивилизации, и если ее задавливать , то есть риск, что развитие застопорится вовсе. Этточно.

Потом, постоянная зацикленность на общественных классах и на том, как у них круто, вызывает чувство, что что-то тут нечисто – откуда иначе в сознании рядовых людей фиксация на контрасте между адом прежних времен и раем нынешней жизни? Между прочим, именно такого эффекта в сознании людей стремились добиться хозяева Торманса. Да, для историка и социолога, или в контексте ситуации, как в Часе Быка, размышления об этом естественны, но у героев СЗ - не особо, имхо. И ведь там не только восхищение перед простором познания, перед рывком в космос – да, это понятно. А именно классы, классы, классы, у нас бесклассовый рай, а раньше был классовый ад, как нам хорошо живется, только что «спасибо Партии за это» не думают. Или, может, Ефремов так писал, чтобы опубликовали в принципе?

Далее, убежденность во владении истиной в конечной инстанции относительно путей развития жизни во Вселенной, типа догмата, что чем выше развитие, тем все пути ближе должны сходиться к базовой человеческой форме, догмат, что законы развития обществ для всей Вселенной должны быть едины, догмат, что восприятие красоты зиждется исключительно на интуитивном восприятии целесообразности (хотя в искусстве можно найти огромное количество примеров, что целесообразность и красота - отнюдь не всегда тождественны, что эта связка - лишь одна из существующих, но все многообразие восприятия красоты отнюдь ею не исчерпывается, что красота - это гармония, а гармония может существовать и в отвлеченной от целесообразности форме) - все это подается с такой категоричностью, что опять-таки наводит на нехорошие мысли: а что, в учебных заведениях Земли тоже господствует такая категоричность? И в истории, и даже в биологии? Как-то это слабо вяжется с декларируемой свободой духа, особенно при том, что в «Часе Быка» прямо говорится, что на Земле существуют охранительные системы общества, призванные отслеживать "бешеных псов".
Конечно, факт, что такие системы действительно необходимы, но глядя с позиции «Сердца змеи» - нетрудно подумать, что хз как там в ЭВР, а у этих ребят на их этапе такими делами запросто могут заниматься отнюдь не добрые мудрецы, а фанатики еще те… И что все это будет влиять на науку Земли, оставляя шансы на выживание только «идейно верным» направлениям, и как бы оно не приводило к тормозам...
И что все это, опять же, не очень способствует духовному здоровью общества....
Подумалось, что не дай бог таким землянам, какими они выглядят в “Сердце», разработать простую в эксплуатации межзвездную технику - такое шествие "высшей формации" по галактике устроить могут, что всякие там Палпатины будут нервно курить в коридоре. Типа "Люди как боги", где коммунистические земляне-пацифисты, почуяв жареное, быстренько сориентировались , за считанные годы выстроили гигантский флот мирно пашущих Звездных Плугов, каждый из которых, между прочим, в убойной силе превосходил Звезду Смерти, и размудохали гигантскую Империю Разрушителей, в целях установления собственного звездного братства, мира и справедливости... Ну, там, впрочем, эта ирония отлично сознается и внутри книги, и внутри мира.
Ну да, понятно, что ефремовский мир - не агрессивно-упертый, и ни в Туманности, ни в том же ЧБ он таким не выглядит. И ничего такого, имперского, земляне бы уж по крайней мере точно бы не желали устроить(хотя в реальной жизни могло бы получиться всяко… ). Просто перегнута слегонца палка в этом рассказе.
Видно еще, что не учел Ефремов того факта (да и как мог учесть? Откуда бы такое предположить? Он же не пророк, в конце концов…), что рывки в технологиях могут происходить наподобие нашей информационной революции, когда появляется новая фишка, изменяющая облик мира не то что за столетия, а за считанные годы, и развитие техническое несравнимо опережает развитие духовное; когда это происходит на уровне разобщенного , только начинающего консолидироваться мира, и новейшие технологии легко попадают в средневековые практически общества с соответствующим менталитетом; что подобное, чем черт не шутит, теоретически вполне может происходить и в звездных мастштабах, тьфу-тьфу-тьфу, и дай бог, чтобы развитие межзвездных перелетов действительно было трудоемким делом, требующим непременной консолидации планеты – иначе такое можно представить… брррр… ой, не приведи Господи.

Что же до установки на общий путь к «бесклассовому обществу» - думаю, что это принципиально верно, с поправкой на то, что, по-моему, происходить это должно скорее «эволюционным» путем, по мере постепенного изменения самой психики людей, под очевидным созерцанием тех фактов, что потреблядство и тупо-материальные приоритеты – банально скучны, а взаимное собачество приносит только зло самим себе, особенно в условиях глобальных кризисов, когда ясно даже и ежу, что нормально выживать и жить можно, лишь объединяясь и собачество изживая.

Да, и упомянутый в "Сердце Змеи" рассказ - "Первый контакт" ( http://www.testpilot.ru/espace/bibl/fant/efremov/serdtse_zmei/01.html вот тут и СЗ, и ссылка на рассказ тоже) действительно вызывает именно такие чувства, как у персонажей "Змеи", разве что технические придирки выдают опять-таки узость восприятия "ефремовцев", в упор не врубающихся, что в литературе, тем более фантастической, главное не буквальная достоверность описаний и не идеологическая безупречность, а раскрываемые при помощи фантастических допущений смыслы. Наверное, Ефремов СЗ и написал, впечатлившись воистину маниакальной паранойей героев "Контакта". Разве что, вдобавок , понимаешь, что Ефремов-то ситуацию оформил под собственную веру, а в реальности полная и абсолютная беспечность и открытость маразматичны так же, как и полное недоверие и паранойя; в реальности, какие бы там ни были коммунизмы, будет оправданным лишь принцип "доверяй, но проверяй". То бишь доброжелательно присмотреться, и дальше по обстоятельствам.
eglenn: (Default)
По ходу обсуждения очередной словески мы с Серой Зоной в аське присматривались к сюжету «Часа Быка», и сошлись на одном впечатлении – финал романа, гибель Фай Родис, - притянут за уши, и внутренней логикой не обосновывается вовсе.
Надо отметить, чтобы не вызвать праведный гнев поклонников Ефремова (лично я тоже отношу себя к их числу) – книги, которые не произвели впечатления, не служат предметом для анализа, всматривания и обдумываний. Я никогда не понимала той части восторженных фанов , для кого единственное дозволительное отношение к предмету обожания – разнообразное проявление восторгов, а любой критический анализ считается обливанием грязью, доказательством обилия дерьма в душе разбирающего, стремлением очернить, низвести и запачкать, и так далее, и тому подобного. Автор любого текста, сколь угодно классического и знаменитого – тоже человек с живой кровью и плотью, и с живой душой. Никакой человек не может априори быть непогрешимым, и когда начинается такое отношение к автору – автору художественного творчества ли, концепции, все равно – начинается идолопоклонничество, сектантство и бездумие. И уж кто-кто, а Ефремов меньше всего заслуживает такого отношения. Не знаю, понравился бы такой подход ему самому – спросить уже не у кого – но это, по-моему, дело второстепенное. Важно, что Ефремов, слава те господи, не Хаббард.

В общем, подобные пристрастные анализы возникают лишь там, где книга сделалась частью души.

Честно сказать, не я одна, и не мы одни с Зоной замечали, что изложенные академическим стилем ефремовские категоризмы, вложенные в уста его героев, далеко не всегда обоснованы, и частенько, видимо, просто отражают авторскую убежденность. Чего стоит одно заявление, что на Земле мужчины не выступают с сольными танцами в принципе, ибо «только женщины способны передать своим телом все волнения, томления и желания, обуревающие человека в его поисках прекрасного». Как такое впечатление сложилось в ефремовской голове?.. Все великие мужчины-танцовщики зачеркнуты одним росчерком пера… И как это на его Земле исторически сложилось? Отошли в прошлое драмы соперничества, хорошо – а историческая тематика, а философская тематика землян не привлекает?.. А вся галерея мужских исторических и мифологических образов не просится к воплощению?.. Неужто и Спартака с Прометеем забыли?..
Впрочем, цельности мира категоризмы не мешают, скорее наоборот, придают своеобразие менталитету персонажей. Составляют немалую нотку в их специфическом обаянии. А что истово верят в правоту своих мнений – так иначе они бы и не были столь запоминающимися типажами…
Ну ладно. Начали мы глядеть подробнее на финал ЧБ, дабы обосновать ощущение неправильности – доказательно. Прямо по цитатам.
Итак , финал, критическая сцена…

«- Так они хотят захватить нас в отсутствие Чойо Чагаса! Пытками заставить что-то сделать для них, а то и просто убить нас, чтобы на корабле покарали Чагаса, это несомненно. Таэль, милый, спасайте Вир Норина. Берите СДФ из святилища, отведите подальше и связывайтесь с ним. Он у себя, я сумею разбудить его, а вы условьтесь, куда ему спрятаться. Скорее, Таэль, нельзя медлить. В первую очередь они попытаются захватить меня. Скорее! Я тоже буду вызывать его из своей комнаты.
- А вы, Родис? Как же? Если им удастся?
- Мой план прост. Я буду обороняться защитным полем СДФ, пока не поговорю со звездолетом. Дайте координаты места в заброшенном саду, где сажали дисколет при ранении Чеди. На подготовку дискоида потребуется часа полтора. Еще около двадцати минут, пока прилетит Гриф Рифт. Батарей девятиножки хватит на пять часов, даже при непрерывном обстреле. Запас времени у меня огромный. Когда спрячете Вир Норина, возвращайтесь с девятиножкой и ждите меня около выхода из четвертой галереи. Я поставлю мой СДФ на самоуничтожение при разрядке и уйду вниз, пока они будут беситься вокруг. Не бойтесь, я ориентирую взрыв вверх, чтобы не повредить здания и не обнаружить хода в подземелье.»


Итак. Смотрим раскладку.
У Родис в распоряжении СДФ с полным зарядом.
Имеется вход в подземелье, которым Родис только что пользовалась.
Вир Норина она зовет мысленно, ментально, не пользуясь для этого никаким оборудованием.
Родис может воздействовать на находящихся в поле ее внимания людей, чтобы те ее не замечали.
«У главных ворот собралось несколько "лиловых" с командиром во главе. Соблюдая формальности, он потребовал карточку Таэля, не замечая идущей с ним рядом земной женщины», - и т.п.
Может приказать умереть – даже Чагасу, который отнюдь не гипнабелен – и тот, как миленький, умрет. Может внушить местным служакам , что угодно.
Кто ЧБ любит, тот цитаты про все это помнит.
Далее.

СДФ обладает инфразвуком, способным устрашить и разогнать огромную толпу.
В снаряжение входят усыпляющее оружие, заряженное наркотиком.
Упоминаются так же «батареи психического действия, созданные на случай нападения животных. Эти батареи разогнали бы одичавших тормансиан, вызвав у них чувство животного ужаса.» Упоминаются так же некая успокоительная музыка и газ временной радости.
Трое землян уже погибли в Кин-нан-те. Реальность, а не гипотетичность, возможной гибели очевидна по самое немогу, дальше уже некуда. После этого трагического инцидента необходимость позаботиться о несмертельном оружии (коль скоро смертельное отвергается априори) - по логике вещей, дело непременное и обязательное.
Но даже если мы не заботимся о батареях психического действия, о газе радости и об этой загадочной музыке – у нас остается СДФ, вход в подземелье, крутые гипнотические способности – похлеще джедайских. Остается так же физическая форма, несравнимо превышающая тормансианскую.

Кроме того:
«- Конечно, у каждого СДФ есть резательный луч, инфразвук для обрушения препятствий, наконец, фокусированный разряд...»
Заметим, что любое из этих средств можно применить не только для уничтожения, но и для устрашения, или для нейтрализации врага – ослабив мощность. Мощность защитного поля СДФ регулируется. Тем более абсурдно предполагать, что мощность луча и разрядов не регулируется в принципе. Еще непонятнее, почему тем же самым резательным лучом нельзя ударить по морде злодейского аппарата, въехавшего внутрь поля – чтобы вывести аппарат из строя. Непонятно, почему нельзя любым средством пугнуть нападающих – всерьез, но не убивая. Гуманизм? Но заметим, что гибель – не пугалово, не ранение, а гибель! – нападающих в результате взрыва СДФ для Родис не вызывает никаких моральных проблем, см первую цитату. Убить их взрывом, убежав в подземелье – можно.
Убить, оставшись в комнате – нельзя. Пытаясь прорваться через них к выходу, с риском гибели нескольких нападающих ( подозреваю, что в этом раскладе жертв не было бы много, ибо тормансианские вояки всегда были смелы лишь при превосходстве и собственной безопасности) . Снизить мощность разрядов или луча и пойти на прорыв, раня, а не убивая – нет, тоже нельзя.
Только и скажешь, поглядев на всю эту совокупность – какого х… ?!

Итак, наконец притащенное карателями устройство полезло взрезать защитное поле.
И что делает Фай?
Забывает о своих способностях внушения толпе.
Не бежит в подземелье.
Не врубает инфразвук.
Не применяет пистолет с отрубающей наркотой. Ну хорошо, положим, не было их в ее комплекте СДФ , гибель троих друзей осторожности не научила.
Не использует в несмертельном , а в травматическом режиме множественные прибамбасы СДФ.
Наконец, на протяжении всего текста самообладанию Фай и ее способности не идти на поводу у эмоций можно только позавидовать. В сцене с Эр Во-Биа она не теряет контроля над собой даже под воздействием мощного наркотика.
Нет и еще раз нет. Хладнокровную героиню внезапно охватывает совершенно на нее не похожая паника, едва не сказать – истерика, с непременным решением убить себя. Фай вызывает Гриф Рифта, и ее трогательно-отчаянная речь затмевает всё вышеуказанное.
По крайней мере, мне затмила, когда я впервые читала, в юности.
«- Поздно, Гриф! Я погибла. Гриф, мой командир, я убеждаю вас, умоляю, приказываю: не мстите за меня! Не совершайте насилия. Нельзя вместо светлой мечты о Земле посеять ненависть и ужас в народе Торманса. Не помогайте тем, кто пришел убить, изображая бога, наказующего без разбора правого и виноватого, - самое худшее изобретение человека. Не делайте напрасными наши жертвы! Улетайте! Домой! Слышите, Рифт? Кораблю - взлет!»

Это все правильно, но зачем же стулья ломать?… то бишь собственную шею?!..

Зона показывал мне цитаты из обсуждения ситуации в Кин-нан-те на каком-то форуме, где землянам предлагалось действовать, как героям современного боевика – ну, не убивать местную банду, конечно, но нагло запугать. Да, такое действительно невозможно – не технически, а просто потому, что ефремовским землянам это не пришло бы в голову. Но тут-то Фай уже пришло в голову убить всех нападающих взрывом СДФ! А по ходу текста от защитных полей землян гибнут: стражи Чагаса в эпизоде с Залом Мрака, Янгар в эпизоде с Эр Во-Биа…И ни в одном случае – ни малейших сожалений. Земляне просто не замечают этих смертей. Однако носятся, как с писаной торбой, с садистами-оскорбителями, даже после виденных тут же садистических сцен не решаясь их даже всерьез шугануть, лишь бы не рисковать их жизнями... Выглядит это так, как будто пассивное убийство – типа я же сам не стрелял - моральных проблем не вызывает вовсе. Если представить эти ситуации в реале – смотрится все это морально очень странно.
Ну ладно, это так, к слову.

И вот я читаю интервью с Ефремовым, старое, конечно. И вдруг нахожу ответ.

ВОПРОС. Определенно ли знаете вы в начале работы, чем закончится роман? Видите ли вы последнюю главу романа?
ОТВЕТ. Да, я знаю вполне определенно, чем закончится роман. Вижу и последнюю главу. Мне это всегда ясно. И всегда мои романы заканчиваются именно так, как я и предполагал. Для меня здесь не бывает никаких неожиданностей.

И здесь, мне думается, уместно будет заметить, что именно эта сторона работы - неумение заранее видеть конец, непродуманность, неясность - особенно характерна для молодых, начинающих фантастов. Иногда их "фантазия" убегает так далеко, уводит в такие дебри, что авторы сами приходят в ужас, как выбраться, как свести концы с концами. И это вовсе не потому происходит, что герои будто бы "сами живут". Ничего подобного! В таком несовершенном произведении и герои - схемы. Все беды тут происходят от неумения заранее увидеть конечную цель своего повествования.


Вот любил он категоризмы. Спору нет, такая крайность встречается. Вон Иарчег ее исповедовал с самого начала, с похожим апломбом, помнится, утверждая, что планирующие сюжет и финал – подлецы и мерзавцы, в которых нет живой души, а персонаж должен жить и вести автора, и только тогда текст настоящий. Тот же эффект некогда сгубил нам кучу потенциально неплохих словесок, в которых мы, тогда неопытные, перлись на поводу у сиюминутной локальной идеи, и в итоге все рушилось под горой несообразностей и логических нестыковок, быстро доходящих до того, что игнорировать их не получалось, и продолжать с ними – тоже.
Но мы-то это мы, а вот каким образом мудрый Ефремов, так серьезно работая над романом, проигнорил в финальной сцене столько логических неувязок - чудно. Ведь если уж по задумке непременно нужно погубить главную героиню – почему нельзя смоделировать обстоятельства внутри мира так, чтобы они были подлинно непреодолимыми, чтобы безвыходность ситуации стала достоверной и обоснованной?
Создается впечатление, что все эти нюансы для Ефремова вообще не имели значения, что он не обращал на это внимания, может быть, считал непринципиальным.
Далее, он говорит в интервью о том, что лишь продуманные персонажи могут быть живыми (и это так). Но все же очень, очень трудно представить себе общество, в котором «ефремовский» стиль речи , эти постоянные чтения друг другу лекций, будет естественным. Ибо у него ведь отнюдь не только культура речи. У него именно чтение лекций друг другу и всем окружающим по любому поводу, в уместной и неуместной ситуации, с чужими, со своими, между собою... Кажется, если на Земле в незнакомом месте один землянин спросит другого, где здесь находится сортир, спрошенный будет пять минут минимум читать лекцию о гигиене с обзором исторических традиций и выводом о том, как хорошо устроены сортиры в Эру Встретившихся Рук. И главное, совершенно непонятно, почему именно лекционная манера речи – условие высокой духовности. Каковой ефремовские земляне, несомненно, обладают.
Это я говорю не к тому, что Ефремов плох и неправ. Это к тому, что мне лично непонятно, почему у него сложилось именно такое мнение, такой образ.

Короче, почему Ефремов грохнул свою героиню – раскрылось. По концепту грохнул. Доктор сказал – в морг, значит, в морг.

К слову, интересный нюанс: Ефремов все-таки подыгрывает персонажам в том, что протяжении всего романа он ни разу не ставит их в условия, когда от их выбора активно применить силу, с возможностью гибели нападающих, зависела бы не их собственная жизнь, а жизнь других, беззащитных. А ведь в реальном инферно таких ситуаций могло бы быть – пруд пруди…

Ну, впрочем, я не в претензии. Если бы исполнить все эти «пожелания трудящихся», был бы не Ефремов, а нечто иное, да и не сумел бы он, наверное, все это исполнить хорошо, оставшись собою.
eglenn: (Default)
http://fffashion.ru/forum/showthread.php?p=665#post665

Цветки на основе проволоки в прическе - то ли у меня подсмотрено, то ли в том оригинале, который некогда видела я....
eglenn: (Default)
Накануне заболел-таки последний кариес в моем многострадальном рту. Добрался-таки до пульпы.
В соседней клинике (конечно, не такой крутой, как Дентберг) повезло: попала на самого молоденького из их сотрудников, у парня стаж работы - только три года. Ну, и оборудование у них, конечно, не сравнить с тем, что в дентберге... Интересно - то ли меня глючит, то ли действительно у разных "бормашин" разная максимальная скорость вращения бора...
Но ничего. Уж так старался, так старался , так тщательно работал...
Хотя, конечно, Владимир Михайлович из Дентберга все равно вне конкуренции с его скоростью и качеством работы.
Пока выбирала, в какую из близлежащих клиник сходить, начиталась в сети совершенно диких стоматологических претензий и сетований. Типа "У меня была небольшая дырочка, а они, гады, все рассверлили!... " (из-за подобных претензий, кстати, часто ставят клиникам отрицательные отзывы) или "А можно ли вылечить пульпит без удаления нервов? ужасно этого боюсь..." и тп.
Но счастлив тот, кто не был вынужден копаться в этих подробностях из-за собственных проблем.
И дай бог, чтобы эти две дырочки были моими единственными проблемами со здоровьем в обозримом будущем.
eglenn: (Default)
В ТЦ Москва стразовые браслеты продаются по 30-40 р за штуку. В стразовом браслете за 40 рублей - около 120 стразов в золотистых цапах (что вообще редкость для полуфабрикатных магазинчиков) Один такой страз в розницу будет стоить точно не меньше 6 рублей. В Севе стразовые браслеты такого типа идут по сотке.

Каменные бусины-крошка - по 20 рэ за нитку длиной с недлинное ожерелье.
В Севе, по-моему, дороже, ибо это именно каменная крошка, не цветное стекло.
Крупные пластиковые бусины-имитейшен хорошего качества (действительно хорошие, не фуфло облезающее) - 40 рэ за очень длинную нить.
В Севе, сколько помню, такие шли даже по сотке.
Граненые бусины хорошего качества в бусах там тоже точно дешевле, чем в Севе.
Бусы из цепочек (каковые цепочки можно побирать для рукоделия тоже) - 40 рэ. Хотя дизайн этих бус, кстати, вполне носибельный, можно даже и по жизни надеть - в палатках такие 600-800р.
Хотя в целом ассортимент , конечно, несравнимо беднее Севы. Но все равно.
eglenn: (Default)
Что я покупаю в магазине...
Корзиночки-пирожные с кремом.
Большой кекс.
Мороженое.
Пирожные-картошку.

А ведь в сновидениях действительно подсознательные желания сплошь и рядом визуализируются.
Как же оно, блин, бесхитростно...
eglenn: (Default)
Небольшие размышления пришли в процессе игры-словески, где сюжет отталкивается от возможности существования вероятностных реальностей а-ля теория Эверетта, и еще берется возможность их взаимодействия, проникновения сущностей из одной реальности в другую.
Простыми словами идею, вытекающую из теории, можно выразить примерно так (как я ее понимаю, конечно): в действительности реально не одно состояние пространства-времени, и даже не спектр, не веер состояний, ибо спектр, веер – тут все-таки подразумевается линейность каждого вектора, каждой линии. А, сорри за повторение слов, пространство состояний пространства-времени; но разум нашего типа таков, что может воспринимать не все пространство состояний целиком, а как бы идти по выбранной нитке и видеть только ее. Вот не помню, глючит меня, что есть нечто общее в понятиях «пространство состояний» и «скалярное поле»? Или скалярное поле – только то, где состояния описываются лишь одним параметром, каковой и именуется скаляром? Ну да ладно, хрен с ним.

И тут приходят закономерные мысли.
Ведь что получается, если поразмыслить логически?
Мы ведь имеем поле сознаний, мириады сознаний, и характер этого сложнейшего поля неизмеримо многообразен и зависит от взаимодействия этих мириадов и триллионов друг с другом. Каждое сознание актуализирует свою собственную дорожку, а совокупность таких дорожек , личных выборов, должна влиять на общее состояние; на то, что получается в итоге. Это, собственно, и без всякой эвереттики очевидно, там просто суть такова, что и все прочие состояния существуют в том подлинном настоящем объеме мира, каков нам , увы, для ощутимого восприятия недоступен.
Так вот, тут достаточно очевидно, что наиболее вероятными , наиболее актуализированными состояниями должны становиться именно те, которые – результат выбора множества живых разумов. Опять же, это и без Эверетта понятно – люди именно то воплощают в жизнь, на что загорятся.

И вот теперь самое интересное, что торкнуло.
Предположим, что у нас есть некая методика, позволяющая проявить для себя, посмотреть, пронаблюдать какие-либо вероятностные реальности. Не окажется ли, что для нашего взгляда проявится зависимость, где самыми пиковыми будут именно те реальности, что небезразличны здешним обитателям? Не окажется ли, в таком разе, что именно «литературные миры» , или «миры желаемых идеалов» , или в принципе те, что наиболее резонируют с нами (ведь нам небезразличны не только позитивные, но и негативные картины) станут теми , что наблюдать легче всего? И если исхитриться составить график вероятности возможных состояний, то _с нашей позиции_, для нашего взгляда именно «резонансные миры» будут пиками этого графика? Тут очень принципиально, что эта максимальная вероятность имеется в виду - именно с нашей позиции, с нашей точки наблюдения, а не то что – вообще. Если бы гипотетически сменить точку наблюдения – если бы мы были совсем другими - то и пики стали бы другими. Нам было бы небезразлично нечто иное, и самые сильные резонансы были бы с другим.

И, таким образом, если придумать методику вытаскивать в нашу реальность что-то из других реальностей, то не выйдет ли, что проще всего зацепить и вытащить именно то, что наиболее нам небезразлично?

:-)
eglenn: (Default)
Кто не в теме, кратенько объясняю: Пахомово - это маленький аэродром под Москвой; планеры, спортивные пилотажные самолеты, парашютисты.
http://aeroclub.msk.ru/portal/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Там, конечно, гораздо серьезнее, чем было в 95-м в Алферьево. "Блаников" я насчитала 12 штук, один частный, с мотором. Поглядела, как он взлетает , как высоту набирает - мдя... круто так. "Вильга" потихоньку поднимается и планер тащит, а этот - под 45 градусов почти сразу, а потом уже идет с углом поменьше. Вот он, этот красавец:


Планеры тягают на поле со стоянки - машинами, а в Алферьево их катали ручками.
"Вильг" - три штуки, все рабочие. При нас работали одновременно две: одна, к примеру, таскает планер, выполняющий учебные полеты по кругу, а другая тягает спортсменов или курсантов в зону, на парение.
Строгих воздушных зон для парения у них , кажется, нет, летают там, где подходящая для парения облачность.
Слетали на покатушки, на парение, под облачка. Утром в Пахомово был сильный дождь, так что во второй половине дня стояло марево - всё в дымке. Интересно, что район сверху показался мне каким-то совсем уж лоскутно-одеяловым. Крупных лесных массивов вроде даже и не увидела...
Вот такое сверху:


Как-то мне , кажется, реально проще было в этот раз в планере, как-то совсем по домашнему.
А еще и время было под вечер, воздух спокойный-спокойный, даже на буксировке все ровненько, никаких ухабов.
Планерист Юра (вернее, его дедом Юрой правильней назвать - он пожилой, он чемпион мира по планерному спорту, тренер сборной по планеризму России, 14 тысяч часов налета, и по парашютному спорту он тоже чемпион мира, но парашютизмом занимался в молодости, потом увлекся планерами) подтвердил мою давнюю догадку - в полете на планере на приборы надо не смотреть постоянно, а лишь изредка бросать взгляд; основная база - на визуалке , на ощущениях; в парении, особенно когда ты не один в воздухе, пялиться особо на приборы просто некогда: на соседей налететь недолго :-) Ну, это, конечно, уже у спортсменов, у профи. А так действительно очень многое можно (и нужно) чувствовать-замечать по таким вещам, как капот-горизонт, свист ветра, ощущение потоков, которые тебя то подхватывают и несут вверх , как на лифте, когда через них пролетаешь, то "ухают" вниз. Хотя тут потоки слабые. Мы максимум прошли через узенький , где был подъем 4 м\с ; но для настоящего парения такой слаб, потому что у планера есть своя скорость снижения, да еще в такой узкий поток и не впишешься. Сильные потоки - в горах и тп. И диапазон приемлемой скорости у "бланика" довольно большой, и нет необходимости постоянно зырить на стрелку и держать строгох-настрого 90 км\час. А парение, оказывается, вообще на предсрывной скорости делается, на 75 км\час - просто иначе ты улетишь из потока...
И главное - я вдруг поняла то, что никак не могла просечь прежде. Там управление сделано таким образом, что если , к примеру, делать разворот с креном (педаль-ручка, синхронно, и возврат ручки-педали в "ноль") - бланик так и остается зафиксированным в этом положении. Это специально спроектировано для удобства, чтобы при парении, когда спираль - рабочий режим, не нужно было постоянно держать ручку с усилием. Ведь полет может быть долгим, и эдак буквально, как говорится, рука отвалится. Чтобы вывести планер в горизонтальный полет - надо сделать обратные движения : ручка-педаль вправо. Соответственно, именно так все и управляется.
Казалось бы, элементарнее некуда...
Подозреваю, именно поэтому у меня на буксировке такой зигзаг-маккряк получался, именно потому планер по сторонам бегать начинал, что я про эту "обратку" даже и не просекла.
"Бланик" на буксировке:


На Алферьево и тамошнего РП Кузьмичева Юра ругался, грит, они там потому никого почти и не выпустили (имеется в виду - выпустить в самостоятельный полет), что учат хреново. Что это за обучение - по три круга в день? Норма - десять-двенадцать, и вообще, если ты сейчас начнешь, к осени уже самостоятельно вылетишь. К "Бланикам" Юра относится, кажется, как к чему-то вроде уютного домашнего кресла, в котором проводят если не бОльшую, то ощутимую часть жизни. Мягко, удобно, спокойно, безопасно. Интересно, что за время юриной карьеры у него множество знакомых побились на машинах. На планерах - а он ведь тренер сборной, а не то что любитель! - никого.
Интересно, что государство наше не оплачивает спортсменам никаких соревнований. И вообще ничего не оплачивает. Хотите участвовать в чемпионате мира - за свой счет. А это - тысячи и тысячи долларов... И это грустно.



И обучение стоит тоже довольно серьезного бабла. Не столько сам полет (это стоит недорого для курсантов), сколько буксировка. Буксировка стоит 160 рублей минута. При тренировочном полете по кругу буксировщик тянет планер примерно 4-5 минут. 800 рублей. 10 кругов - 8 тысяч. По программе - там порядка 50 кругов общим счетом, еще "зоны" - ну, там, пожалуй, даже дешевле, потому что буксировщик пусть 10 минут тащит, но зато потом - полчаса по символической цене. Словом, за всю программу набегает довольно ощутимая сумма.
Соблазнительно, конечно. Но это надо мастер-классы давать, потому что не могу же я с утра до ночи сидеть за заказами...
Вообще надо сказать, что адреналина особого, того стремного волнения, у меня планер уже не вызывает. Хоть я и не умею ничего толком, а все равно как-то все привычно и понятно.
А вот про рейсовый ЯК-42 как вспомню, так душа в пятки уходит.
eglenn: (Default)
http://lkb-snegov.livejournal.com/

Масса интереснейших материалов. Кто любит Снегова - весьма рекомендую.

Запрос по Снегову в поиске набирала, перечитав нашу с Зоной давнюю игру-зарисовку по мотивам ЛкБ.
Интересно, что у нас почти всегда главный акцент переходит на социальные темы, по чему бы мы ни играли. Попробовали по мотивам "Звездного флага/герба" - опять в социалку снесло...
Хотя это и понятно: мочилово - скучно, а стратегия вкусна лишь там, где мир становится живым и продуманным во всех аспектах.

Profile

eglenn: (Default)
eglenn

May 2012

S M T W T F S
  12345
6789101112
131415 16171819
20212223242526
2728293031  

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 01:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios